arch
Архивная версия / archive version:


Проект a.s.p. переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
 
post & critique Архитектура Ярославля XVIII – начала XX веков. Проблема стиля.
Architecture of Yaroslavl XVIII - beginning XX of centuries. A problem of style. © Сергей Штокало
> next страница дальше
издательство "ШтоРаМаг"

 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
миллениум 2010
millennium 2010



Оно продиктовано стремлением автора создать ансам­блевую застройку вокруг усадьбы дворца наместника, которую фланки­ровали эти два здания: дом вице-губернатора с юга, Дом призрения ближ­него с севера.

Из сохранившихся казенных построек 80-90-х годов XVIII века пред­ставляют интерес еще несколько сооружений, имеющих иное архитек­турное оформление фасадов. Здание банковой конторы , зда­ние Александрийского приюта , дом винного пристава.

Жилая рядовая застройка Яро­славля конца XVIII века выполня­ лась, как правило, по «образцовым»

фасадам, разработанным в Петербурге. План дома и его размеры определял заказчик, исходя из своих запросов и финансовых возможностей; он был обязан лишь соблюдать архитектурное оформление фасада согласно типово­ му чертежу. Архитектурному облику улиц тогда придавалось первостепен­ ное значение. Но при исполнении в натуре «образцовые» фасады часто силь­но упрощались (сказывалось не только отсутствие строительных навыков, но и подчас неумение читать чертежи). Все архитектурные детали выполнялись в кирпиче, а не в штукатурке. Это огрубляло классический рисунок, но при­ давало постройкам какую-то особую провинциальную наивность и простоту.

Жилых домов в стиле раннего классицизма в Ярославле сохранилось довольно много. По системе композиции и архитектурно-декоративного убранства фасадов их можно разделить на несколько групп.

В городе имеется ряд домов блокированного типа, т. е. составленных из нескольких «образцовых» фасадов.

Наиболее интересную группу жилых домов Ярославля в стиле раннего классицизма составляют постройки, в которых архитектурное оформле­ние фасадов основано на широком использовании элементов ордерной системы, правда трактуемых часто весьма свободно и несколько упро­ щенно.

В городе имеется целая группа жилых домов, возведенных в конце XVIII столетия, в которых сочетаются элементы упрощенной ордерной системы с мотивами народного кирпичного зодчества.

Широкое распространение в Ярославле в эпоху раннего классицизма получил прием оформления жилого дома, в котором отсутствует ордер (пилястры, трехчастный антаблемент) и главным элементом декора ста-

ли наличники окон, состоящие из простых, прямоугольного сечения, ра­ мок с мелкими фигурными, барочной формы, одиночными или тройны­ ми замковыми камнями. Но углы здания в этих постройках, как правило, оформлялись огибающими лопатками (старая традиция — утолщение стены на углах во избежание промерзания).

Еще один прием декоративного убранства фасадов жилых домов в конце XVIII столетия можно условно назвать темой «кессонированной» стены. Архитектурная отделка в этих постройках сводится к покрытию плоскости стены нишами (кессонами), создающими при всей своей не­притязательности выразительную пластику фасадов.

Внутренняя планировка жилых домов раннего классицизма неодно­кратно изменялась. Многие из них во второй половине XIX столетия переделывались под доходные дома, в советское время переоборудова­лись под коммуналки, а затем под отдельные квартиры. Но по сохранив­ шимся внутренним капитальным стенам можно сделать заключение, что планировка жилых домов конца XVIII века была довольно разнообразна и отвечала вкусам и новым запросам того времени. Наметился полный отказ от традиционной планировки палатного типа, ведущей свое нача­ло от народного деревянного жили­ ща с наружными крыльцами.-По- и являются внутренние лестничные клетки либо размещенные в отдель­ных пристройках. В богатых домах часто встречается анфиладная сис­ тема, в некоторых планах прослежи­ вается круговая анфилада.

На планировку жилого дома ста ла оказывать влияние и получив­ шая распространение в XVIII веке балочная система перекрытий, пришедшая на смену тяжелым кирпич­ ным сводам. Из приведенных выше примеров жилых домов видно, что наиболее типичным элементом внутренней конструкции была продоль­ ная капитальная стена, на которую опирались поперечные балки. В то же время она отделяла парадную, уличную часть дома, где располагались гостиные, жилые комнаты, от дворовой части, где находились кухни, лестничные клетки и другие подсобные помещения.

2. Архитектура зрелого (строгого) классицизма (1800-1830-е гг.)

Расцвет классицизма в Ярославле приходится на первую треть XIX сто­ летия. Под влиянием зодчества Петербурга и Москвы, где в конце XVIII века уже господствовал стиль строгого классицизма, выдающимися мас­ терами которого были Баженов, Казаков, Старое, Камерон, Кваренги, новое архитектурное направление проникает и в провинцию. Отличи­тельной чертой этого стиля стал полный отказ от декоративности барок­ ко, еще присущей стадии раннего классицизма, простота и строгость в оформлении фасадов, более активное использование ордерной системы. Появлению этого направления в зодчестве русской провинции способ­ствовало издание и широкое распространение, начиная с 1792 года, «Те­ оретических и практических предложений о гражданской архитектуре, с объяснением правил Витрувия, Палладио, Серлия, Виньолы, Блонделя и др.». Местные архитекторы получили очень ценное пособие по освоению принципов ордерной классической архитектуры. Это не замедлило ска­ заться в их практической деятельности.

В начале XIX столетия в Ярославле возводятся постройки, в которых уже проявились эти новые тенденции в архитектуре. В них ощущается более грамотное построение ордерной композиции: близкие к канонам пропорции колонн, пилястр, антаблементов, рисунок капителей и баз. Почти обязательным стало подчеркивание центральной оси здания пор­тиком либо ризалитом, как правило, с треугольным фронтоном или сту­ пенчатым аттиком. Появляется тонкий штукатурный руст на первых эта­ жах. Тяжелые многоуступчатые кирпичные карнизы заменяются чисто классическими — с большим выносом горизонтальной плиты, выполняе­ мой обычно в дереве со штукатуркой. И самое примечательное — исчезли наличники окон. Здесь следует заметить, что к началу XIX века была преодолена многовековая традиция почти обязательной установки став­ ней на окнах, поэтому отпала необходимость устройства вокруг оконных проемов ниш-уступов или выступающих полок наличников, необходи­ мых для заделывания кулачков. Окна стали размещаться на чистой глади стены. Над ними устраивались веерные замки (на первых этажах) и пря­мые или треугольные сандрики (на верхних). И в целом появилась иная трактовка пластики фасада, гладкая плоскость которого с редким вкрап­лением архитектурных деталей становится спокойным фоном для выра­зительных многоколонных портиков.

Наиболее четко эти тенденции проявились в усадьбе Матвеевских, возведенной в самом начале XIX века на бывшей Плац-парадной площа­ ди. Усадьба состоит из трех зданий: центрально­ го — двухэтажного, с мезонином — корпуса и двух боковых флигелей, расположенных в один ряд по «красной» линии. Этот тип городской усадьбы был выработан еще в конце XVIII столетия выдаю­ щимся русским зодчим М. Ф. Казаковым и получил широкое распространение, как в Москве, так и на периферии. Усадьба Матвеевских нача­ ла застраиваться в конце 1790-х годов, и первое ее здание (северный флигель) было оформлено в стиле раннего классицизма (на дворовом фасаде еще сохранилось окно с ленточным наличником и небольшим фигурным замковым камнем).

В 1802-1804 годах возводится центральный корпус и южный фли­ гель, но уже в иной архитектуре - в стиле строгого классицизма, и пере­страивается, только что законченный, северный флигель.

Объяснение такому неожиданному повороту во вкусах заказчика мож­ но найти в некоторых исторических фактах. В конце XVIII века в Москве в облике богатых домов почти обязательным атрибутом становится пор­тик с колоннами, являвшийся своеобразным символом привилегирован­ ного положения владельца. В то же время (1797-1803) выходят 13 аль бомов Казакова, содержащих чертежи многих казенных и гражданских строений, в том числе и городских усадеб, выдержанных в стиле строгого классицизма, — как правило, с колонными портиками. Очевидно, один из этих чертежей и попал в руки богатого ярославского помещика, город­ ского головы Матвеевского, который, не желая отставать от московской моды, закончил строительство усадьбы по новым чертежам, перестроив и уже готовый северный флигель.

Так или иначе — усадьба Матвеевских стала первой постройкой Яро­ славля в стиле строгого классицизма. Центральная (трехэтажная) часть главного корпуса усадьбы оформлена портиком из четырех колонн ко­ ринфского ордера с трехчастным антаблементом и треугольным фронто­ном. Первый этаж портика покрыт мелким штукатурным рустом, по цен­ тру его расположен парадный вход с металлическим козырьком, на вто­ ром этаже — высокие арочные окна. Боковые части центрального корпуса очень скромны в оформлении: гладкая плоскость стены, простая меж­ этажная тяга, несложный венчающий карниз с гладким фризом. Окна без наличников. На первом этаже над ними — одиночные замковые камни, на втором — чередуются прямые и треугольные сандрики.

Боковые флигели, идентичные по архитектуре, подчеркивающие сим­ метрию всей композиции, завершаются треугольными фронтонами с ароч­ ной нишей. На первом этаже в нише размещена пара небольших колонн тосканского ордера, над ними — балкон с металлическим ограждением. Боковые флигели соединены с главным корпусом воротами весьма про­ стой архитектуры. Несмотря на некоторую упрощенность в трактовке ар­ хитектурных деталей, эта постройка стала одним из примечательных памят­ ников провинциальной городской усадьбы в стиле строгого классицизма.

Архитектурное оформление фасадов жилых домов подобно вышепри­веденному станет весьма распространенным в Ярославле в период зрело­ го классицизма.

В начале XIX столетия в Российской империи происходит процесс усиления централизации и государственного влияния на городское стро­ительство. Проекты всех без исключения значительных зданий и соору­ жений должны были присылаться в Петербург для утверждения импера­ тором. С ростом их числа, с развитием массового строительства в про винциальных городах возникла острая необходимость разработки новых образцовых проектов. Составленные еще в 70-х годах XVIII века архи­ тектором Квасовым «примерные» фасады, которыми пользовались во многих городах, давно устарели и по типологии, и по архитектуре, так как несли черты переходного от барокко к классицизму стиля.

"Левая" культура
ВУЗы и НИИ
С. Штокало © 2004


logotype   x-4@narod.ru радизайн Radesign © 2004
Hosted by uCoz