arch
Архивная версия / archive version:


Проект a.s.p. переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
 
post & critique Архитектура Ярославля XVIII – начала XX веков. Проблема стиля.
Architecture of Yaroslavl XVIII - beginning XX of centuries. A problem of style. © Сергей Штокало
> next страница дальше
издательство "ШтоРаМаг"

 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
миллениум 2010
millennium 2010



Со второго десятилетия XVIII века возобновляется в городе и камен­ное культовое строительство. В 1712 году возводится церковь Флора и Лавра, располагавшаяся на торговой площади у Медведицкого оврага; в 1715 — теплая церковь Варвары Великомученицы; в 1720 — на месте древнего Рождественского монастыря, сожженного поляками в 1609 году, - церковь Рождества Богородицы; в 1723—1738 годах — две церкви Симеона Столпника на Семеновской площади; в 1739 году — церковь Пятницы в Калашной слободе.

В этих храмах, построенных , когда в Петербурге и Москве уже господствовал стиль барокко, еще сильно сказываются традиции ярославского зодчества XVII века. Влияние барокко здесь ощущается либо в ордерном оформлении отдельных фасадов, либо в оформлении колоколен или притворов.

Самым значительным архитектурным соору­ жением Ярославля в стиле барокко является церковь Петра и Павла , возведенная Затрапезновым в 1736-1742 годах на террито­ рии Большой мануфактуры. Архитектурная композиция и декоративное убранство этого храма во многом напоминают Петропавловский собор в Петербурге (1712—1733), строительство которого завершилось лишь за три года до за­ кладки ярославской церкви. Автор проекта цер­ кви Петра и Павла неизвестен, но совершенно очевидно, что это был один из учеников и по­ следователей Д. Трезини — строителя петер­бургского собора Композиция церкви Петра и Павла отходит от древнерусской кресто во-купольной системы, имеет вытянутый план (48x18 м), разделенный внутренними столбами на три нефа. Этот тип культового сооружения именуется в западно-европейской архитектуре зальным, в котором в от­ личие от базилик средний и боковые пролеты равны по высоте.

При внешнем сходстве с Петропавловским собором ярославский храм имеет существенные отличия. Он двухэтажный: в нижнем этаже разме­щалась зимняя (теплая) церковь, на высоком двусветном втором этаже — летняя. Колокольня, возвышающаяся на западном фасаде, в ярославской церкви значительно уступает в размерах колокольне собора (73 против 112 м, включая шпиль). Но в декоративном оформлении эти два памят­ника очень схожи: и в рисунке архитектурных деталей, и в формах во­ лют-контрфорсов на западном фасаде и купола колокольни. Более крупный (трехсветный) основной объем церкви Петра и Павла и более низкие колокольня и шпиль ее по сравнению с петербургским прототипом придали совершенно иной художественный образ зданию. Если Петропавловский собор производит впечатление исключительной стройности и устремленности вверх, то ярославский храм, более призем­ ленный, массивный, напоминает ратуши североевропейских городов.

Церковь Петра и Павла играет важную градостроительную роль в пано­ раме Ярославля. Расположенная на возвышенном месте, имея значитель­ную высоту, она и сейчас является одной из самых выразительных вертикалей города. Великолепны и ее ближние точки обзора, особенно на фоне многовекового парка с отражением в зеркале притихших прудов, дошед­ших до нас еще с петровских времен.

В середине XVIII столетия культовое строительство в Ярославле при­ обретает новый характер. В этот период возводились в основном неболь­ шие теплые церкви при храмах XVII века. Некоторые из них не сохрани­лись (Власьевская, Духовская, Благовещения), другие искажены пере­ делками (Воздвижения, Вознесения). Один из храмов этого типа дошел до наших дней в хорошей сохранности.

Церковь Похвалы Богородицы построена в 1748 году как теплый храм Дмитриевского прихода. Притвор с западной стороны, а также южный и северный фасады четверика оформлены портиками из парных колонн тосканского ордера с треугольными фронтонами. В этой постройке мы видим полный отказ от декоративных элементов древнерусского зодчества, тема ордера стала главным мотивом в оформлении фасадов.

Значительно дольше сохранялись традиции ярославского культового зодчества XVII века в церковных постройках окрестных сел Ярославля: в Норском, Яковлевском, Крестах.

В этих храмах сочетаются приемы древнерусской архитек­ туры (шатровая колокольня, килевидные наличники) с элементами ор­дерной системы, пришедшей в Ярославль в эпоху барокко.

В целом в первой половине XVIII столетия в Ярославле отмечается упадок культового зодчества, что было связано не только со строитель­ством Петербурга и реформами Петра I , но и с усилением в жизни обще­ ства светского начала, ослаблением влияния на него Православной Цер­ кви.

Но неиссякаемый художественный потенциал ярославских мастеров, накопленный в XVII веке, продолжал проявляться и в XVIII ; правда, обратился он в основном на украшение интерьеров храмов предыдущего столетия. В этот период расписываются фресками многие церкви: Нико­лы в Меленках, Благовещения, Федоровская, Иоанна Златоуста, Михаи­ла Архангела, приделы Ильи Пророка и др. Почти во всех храмах перво­ начальные «тябловые» иконостасы заменяются высокими, многоярусны­ ми, украшенными ордером с богатой резьбой и позолотой. Именно здесь пышно расцвело искусство стиля барокко в ярославском зодчестве. Мас­терство ярославских резчиков и позолотчиков достигло тогда наивысше­го совершенства.

Гражданская архитектура первой половины XVIII столетия представ лена в Ярославле также скупо. По уже упомянутым «Топографическим известиям...», в 1771 году в городе было всего 43 каменных дома. До наших дней гражданских построек этого периода сохранилось не более десятка, да и то в сильно искаженном виде. Дом Корытова и дом почтмейстера Попова сильно перестроены, но в интерьерах этих зданий, отдельных помещениях сохранилась богатая лепнина в стиле барокко. Дом Патеревского также был сильно искажен .

Архитектурные тради­ции ярославских каменщиков сохраняются на протяжении еще несколь­ких лет. В тоже время на фасадах мы видим интересное сочетание декоративных приемов барокко (лучковые обрам­ ления окон с небольшими одиночными замковыми камнями) и элемен­тов архитектуры XVII века (пояс из нарядных городков в карнизе). Ло­патки, раскрепованные на карнизе. Членение фасада на три части, соответ­ствующие внутренней планировке здания палатного типа.

В стиле барокко выполнены еще один интересный памятник Ярослав­ ля, хотя возведен он был в 80-х годах XVIII столетия, в период пере­ планировки города по регулярному плану, когда уже господствовало но­ вое архитектурное направление — классицизм.

Дом Вахрамеева - крупный трехэтажный особняк, офор­ мленный в стиле позднего барокко и напоминающий некоторые построй­ ки в Петербурге архитектора Ф. Б. Растрелли (в частности, Строганов­ ский дворец). Планировка этого небольшого дворца носит светский, соответствую­щий вкусам того времени, анфиладный характер. Необычно богато для Ярославля оформление фасадов здания, выполненное на контрасте белых деталей и бордового фона стены. Скошенные углы здания и ризалиты, расположенные по центральной оси уличных фасадов, оформлены по бокам пилястрами коринфского ордера, поставленными на рустованные лопатки первого этажа. Центральные ризалиты завершаются треугольны ми фронтонами, угловые - полукруглыми. На тимпанах фронтонов круглые окна, обрамленные лепными венками. Окна всех этажей оформ­лены народными барочными наличниками с «ушами», «фартуками» и одиночными замковыми камнями над лучковыми перемычками. Причем на каждом этаже рисунок наличников разный: самый богатый - на вто­ ром (парадном) этаже и более скромный — на невысоком третьем. Отдел­ка фасадов дома при его возведении не была закончена полностью, фрон­тоны с лепниной выполнены лишь в конце XIX столетия, но по старым чертежам.

Следует подчеркнуть, что стиль барокко не получил широкого распространения в застройке Ярославля. Причин здесь несколь­ ко. Помимо приведенных в начале главы, следует добавить, что, во-пер­вых, сама архитектура барокко с пышным ордерным декоративным уб­ ранством, лепниной, скульптурными украшениями требовала мастеров новых профессий (штукатуров, лепщиков, скульпторов), которых в про­винции в то время еще не было. Такие богато оформленные здания, как церковь Петра и Павла, дом Вахрамеева, возведены очень состоятельны­ ми людьми, и, конечно, не без приглашения необходимых мастеров из столицы.

Во-вторых, в Ярославле долгое время были еще сильны традиции кир­пичного зодчества XVII столетия. Местные мастера не использовали штукатурку, придерживались старых художественных приемов декора­ тивного убранства фасадов, не очень охотно воспринимали новые запад­ но-европейские архитектурные веяния.

"Левая" культура
ВУЗы и НИИ
С. Штокало © 2004


logotype   x-4@narod.ru радизайн Radesign © 2004
Hosted by uCoz