arch
Архивная версия / archive version:


Проект a.s.p. переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
 
post & critique Архитектура Ярославля XVIII – начала XX веков. Проблема стиля.
Architecture of Yaroslavl XVIII - beginning XX of centuries. A problem of style. © Сергей Штокало
> next страница дальше
издательство "ШтоРаМаг"

 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
миллениум 2010
millennium 2010



Все новые постройки города возводились по специальным проектам. Для казенных зданий они разрабатывались индивидуально петербургски­ ми либо местными архитекторами. Жилая частная застройка выполня­ лась по «примерным» и «образцовым» проектам, составленным «комис­сией о каменном строении». Ярославлю было рекомендовано использо­ вать «образцовые» фасады, ранее разработанные для Твери, но и здесь возникли некоторые сложности. Проекты предполагали параллельно- поперечную уличную планировку и не были рассчитаны на нестандартные строительные участки при сложившейся планировке.

Это объясня­ ется большей творческой свободой местных зодчих, находившихся под влиянием традиционных архитектурно-строительных приемов. Класси­ческие ордера для них не стали жесткими канонами, как это было в западноевропейской архитектуре. Они интерпретировались очень сво­ бодно. Изменялись пропорции элементов ордера (колонн, антаблемен­тов) исходя из условий конкретной постройки и возможностей заказчи­ ка, часто упрощался рисунок деталей (баз, капителей, карнизов). В на­ чальной стадии классицизма многие элементы декора, такие, как русты, межэтажные тяги, карнизы, наличники окон и другие, выполнялись не в штукатурке, а за счет выпуска кирпича с последующей известковой за­ тиркой. Это несколько упрощало и огрубляло классические профили, но сближало новые постройки с древнерусским кирпичным зодчеством, со­ здавало на фасадах богатую светотень, придавало им большую пластич­ность и живописность. Живописность классических построек в России дополнялась еще активным введением цвета в фон стены, крайне целесо­ образным в условиях малосолнечного северного климата. В основном это были разных оттенков желтые тона, серые, зеленоватые, красные и синие, выполняемые устойчивыми земляными красителями на известковом мо­ локе. На цветном фоне стены более ярко выделялись белые (или слегка тонированные) детали: колонны портиков, сандрики, карнизы. Еще од­ ной примечательной чертой русского классицизма, особенно в провин­ ции (в дворянских усадьбах), является его ландшафтность, т. е. органич­ная связь архитектуры здания с характером местности, рельефа, окружа­ ющего пейзажа.

Разнообразие русского классицизма но регионам страны было не толь­ко в художественной трактовке архитектурных форм, но и в эволюции но времени. Если для столичного зодчества принято выделять три периода развития классицизма: ранний (1760 1780), строгий (1780-1800-е гг.) и высокий (1800 1840-6 гг.), то для провинции (в частности, для Ярослав­ля) периодизация несколько иная. Можно выделить следующие этапы: ранний классицизм (1780-1800-е гг.), зрелый (строгий) классицизм (1800-1830-е гг.) и поздний классицизм (1830-1850-е гг.).

Отставание по времени развития классицизма в провинции от Петер­ бурга и Москвы совершенно естественно, как это случается и с другими общественно-художественными явлениями (в частности, с модой). От­ сутствие на периферии стадии высокого классицизма объясняется в це­ лом более низким профессиональным уровнем местных архитекторов. Все лучшие зодчие страны работали в столицах, создавая в содружестве со скульпторами наиболее значительные архитектурные сооружения вы­ сокого классицизма, имеющие общегосударственное значение, а разрабо­ танные ими отдельные проекты для провинции часто при исполнении на местах сильно искажались и теряли творческую индивидуальность. Вви­ду отсутствия в те времена архитектурного образования провинциальные зодчие, как правило, были самоучками, часто весьма талантливыми, но нес же недостаточно профессионально владевшими канонами ордерной системы. В полной мере это относится и к Ярославлю.

1. Архитектура раннего классицизма (1780 - 1800-е гг.)

Появление в Ярославле нового архитектурного стиля, а точнее его перво й стадии — раннего классицизма, в котором еще ощущалось влияние барокко, совпало с перепланировкой города по регулярному плану. Пер-выми постройками Ярославля, возведенными по новым, «красным» ли­ ниям стали административные здания на центральной Ильинской пло­ щади. Этот комплекс состоял из трех сооружений: дворца наместника, располагавшегося на юго-западной стороне площади против храма Ильи Пророка, и двух боковых корпусов присутственных мест.

Все три здания выполнены в формах раннего классицизма и идентич­ны по декоративному убранству. Следует обратить внимание, что цент­ ральные ризалиты их очень схожи с фасадом Малого Эрмитажа в Петер­бурге, построенного Ж. Б. Валлен-Деламотом. У яро славских построек, как и у здания Эрмитажа, на ризалитах рустован­ ный первый этаж с аркадой, портики коринфского ордера, высокие ароч­ ные окна на втором этаже, небольшие окна - на третьем, богатые карнизы, ступенчатые аттики на крыше, оформленные лепниной и скуль­птурными композициями. Совершенно очевидно, что автор дворца на­местника и присутственных мест явно подражал Малому Эрмитажу, не­ сколько варьируя его композицию.

Северный корпус присутственных мест возведен в 1781— 1785 годах. Здание трехэтажное, вытянутое в плане (180 м), с ломаным контуром, продиктованным «красными» линиями регулярного плана.

Центральная часть здания с парадным входом выделена ризалитом и первоначально имела четырехколонный портик, поставленный на откры­тую аркаду. Ризалит завершался ступенчатым аттиком с аллегорически­ми фигурами и картушем (ныне существующий восьмиколонный портик с треугольным фронтоном выполнен в начале XIX столетия). Первый этаж ризалита рустован, арочные окна второго этажа обрамлены архи­ вольтами с одиночными замковыми камнями. Оформление остальной части протяженного фасада довольно монотонно и сводится к ритмично­му размещению лопаток в простенках, простым ленточным наличникам окон, вкраплению выступающих прямоугольных «досок» (филенок) меж­ ду окнами второго и третьего этажа, уступчатому карнизу с модульонами и сухариками.

Черты раннего классицизма, еще не совсем порвавшего с декоративны­ ми приемами барокко, здесь проявились в скульптурных украшениях аттика над портиком, в балюстрадах на крыше (и то и другое не сохрани­ лось), а также в барочной, но сильно упрощенной форме наличников окон первого этажа, имеющих дополнительные рамки сверху. И в целом общая трактовка пластики фасада, желание максимально расчленить его лопатками, филенками, не оставляя гладкой плоскости стены, характер­ ные для раннего классицизма, являются отголоском художественных принципов барокко.

Архитектурное убранство и планировка здания, его гигантские по тем временам размеры продиктованы не только функциональной целесооб­ разностью, но и престижностью как главного административного центра крупного наместничества. Парадный вход с тремя богато отделанными дверями, просторный вестибюль, мраморные лестницы на второй этаж, высокие, украшенные лепниной залы заседаний, просторные кабинеты присутствий — призваны были утверждать в глазах посетителей величие местной власти. Подобных сооружений в Ярославле до этого не было.

Слабая техническая подготовленность строителей, отсутствие опыта возведения таких крупных сооружений повлияли на его прочность. Уже к 1793 году северный корпус пришел в ыкос ветхое состояние, что его собирались сносить. Из Петербурга посту­ пило предписание: «разобрать бут и забутить вновь и своды снять, а строение свое построить на том же месте». Но местные власти сумели найти выход из положения без сноса здания, лишь разобрали тяжелые кирпич­ные (поды и заменили их на палочные перекрытия да отремонтировали и укрепили контрфорсами стены.

Строительство второго (южного) корпуса присутственных мест завершилось годом позже. Южный корпус также трехэтажный, с ломаным контуром в плане, но несколько короче северного (160 м). Декоративное оформление его фасада полностью повторяло архитектуру главного корпуса.

Центральное место в ансамбле главной площади города занимал дво­рец наместника. Возведен он был по тем временам сверхбыст ро за один год (1786—1787). Дворец, насчитывавший около 80 поме­ щений, имел строгую симметричную композицию с высокой парадной лестницей, просторным вестибюлем, бесконечной анфиладой комнат, с опальными залами на скругленных углах здания. Декоративное оформле­ ние фасадов почти полностью повторяло архитектуру корпусов присутственых мест. Но главенствующее положение дворца подчеркивалось шестью (а не четырьмя) колоннами на портике и более высоким аттиком, украшенным крупными лепными гирляндами с картушем в центре.

Дворец наместника просуществовал всего одиннадцать лет. В 1797 году но капризу императора Павла I он был разобран на кирпич для постройк и кадетского корпуса.

Ансамбль присутственных мест, оформивший новую главную площадь Ярославля , начертанную талантливой рукой автора регулярного плана, своими импозантными фасадами, крупными, но соразмерными с главной доминантой площади — церковью Ильи Пророка — объемами в корне изменил архитектурный облик центра губернского города и стал одним из лучших провинциальных ансамблей эпохи классицизма.

Вторым по значению после ансамбля присутственных мест и одним из самых крупных сооружений Ярославля, возведенных в 1780-х годах, был комплекс гостиного двора. Построен он по типовому (образцовому) про­ ему, разработанному в Петербурге, и занимал территорию трех кварта лов в центре города, определенных «красными» линиями регулярного плана (ныне это кварталы, ограниченные улицами Андропова, Первомай­ ской, Революционной, Нахимсона, Депутатской и Кирова). Комплекс представлял собой сплошную двухэтажную застройку по периметру квар­ талов с несколькими хозяйственными проездами внутрь двора и состоял из отдельных блоков, в каждом из которых на первом этаже размещались лавки, а на втором - жилые помещения купцов.

Декоративное оформление фасадов было довольно скромно: лопатки в простенках, простые наличники окон второго этажа с одиночными замко­выми камнями и дополнительными рамками внизу, несложный карниз. По центру каждого блока (в три окна) возвышался небольшой треуголь­ ный фронтон с круглым слуховым окошком.

По первому этажу гостиного двора по всему фронту занимаемых им улиц проходила арочная галерея, и ее строгий ритм, контрастная свето­тень придавали зданию выразительный архитектурный облик.

Как и во многих других истори­ ческих городах, имевших аналогич­ ные постройки, ярославский гости­ ный двор являлся как бы символом классицизма в русской провинции. Характерной постройкой Яро­ славля в стиле раннего классицизма является дом вице-губернатора. Очень схоже с домом вице-губернатора декоративное убранство Дома призрения ближнего. И это сходство здесь не случайно.
"Левая" культура
ВУЗы и НИИ
С. Штокало © 2004


logotype   x-4@narod.ru радизайн Radesign © 2004
Hosted by uCoz