arch
Архивная версия / archive version:


Проект a.s.p. переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
 
post & critique Архитектура Ярославля XVIII – начала XX веков. Проблема стиля.
Architecture of Yaroslavl XVIII - beginning XX of centuries. A problem of style. © Сергей Штокало
> next страница дальше
издательство "ШтоРаМаг"

 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
миллениум 2010
millennium 2010


Эта выразительность достигалась с помощью цвета: разная окра­ ска кирпичей позволяла строить на плоскости орнамент. Кроме того, большие возможности декоративного оформления стеновой поверхно­сти предоставляла и рельефная кирпичная кладка, использование кото­рой позволяло придать зданию уникальное декоративное решение, не увеличивая финансовые затраты на создание сложного объемного де­ кора.

В Ярославле именно архи­тектура эклектика нарушила стилистически единую классицистиче­ скую городскую среду, привнеся в нее новый строительный масштаб.

Более крупные здания с ярким броским декором, выполненным в евро­пейской ренессансно - барочной традиции, нехарактерной для древних русских городов.

Начало этому процессу положила переделка некоторых классицистических зданий (Губернаторского дома и здания Городской думы) с целью изменения их декора и придания им более современного вида. Изменения , произошедшие в оформлении административных .зданий, послужили своеобразным сигналом для начала появления частных эклектичных зданий, хотя прямой государственной поддержки этот стиль, в отличие от класси­ цизма, не имел.

В начале рассматриваемого периода этот процесс еще не стал по­всеместным, но построенные в стиле эклектика дома уже начали раз­рушать прежде стилистически единую городскую среду. К концу 80-х - началу 90-х годов XIX века количество зданий, построенных в стиле эклектика, возрастет с огромной быстротой, что почти полностью раз­рушит единую художественную систему классицистического города.

Резче всего в прежнюю уравновешенную, ласкающую взгляд бе­ лизной или бледным оттенком цвета атмосферу «регулярного» города, подчеркивавшую его художественную целостность, стали вторгаться цветовые решения новых зданий.

В Ярославле новый оттенок городской среды составили здания, построенные в основном в центральной части города. Особняк на быв­ шей Рождественской ул., современной Большой Октябрьской ул., 42/53 - ныне здание Кировского РОВД, - являвшийся частью усадьбы Ду­ ховной Консистории, поражает обилием декоративных элементов, при­ надлежащих самым разным стилям: классицистический руст первого этажа, полукруглый верх окон - на первом этаже с замковыми камнями, пилястры с коринфско-барочными капителями, и барочно- мавританские витые колонны, массивный фронтон. Дополняет впечат­ление множество мелких пластичных деталей и красный цвет здания . Особняк Дунаева.

Этот крупный особняк зажиточных ярославских купцов и промы ленников возведен в 1886 году по проекту архитектора Н. И. Поздеева.

Отделку фасадов выполняла артель лепщиков во главе с П. И. Анисимо вым. Композиция главного фасада асимметрична. По цент­ ру его, где находится парадный вход, расположен сильно подчеркнутый ризалит, возвышающийся над ос­ тальной частью здания и завершав­ шийся ранее куполом . Второй этаж ризалита офор­ млен портиком, состоящим из четы­ рех каннелированных полуколонн коринфского ордера и двух боковых пилястр. Крупный балкон над вхо­ дом поддерживается четырьмя ори­ гинальными кронштейнами, выпол­ ненными в виде скульптурных муж­ ских фигур - атлантов (единствен­ ный в Ярославле пример такого ре­ шения). Портик с высокими ароч­ ными окнами завершается сложным, раскрепованным трехчастным антаб­лементом, украшенным богатой лепниной. Над ним возвышается высокий глухой парапет, также раскрепованный и с лепными украшениями.

Боковые части здания решены по-разному. Левая имеет на углу не­ большой приподнятый ризалит в два арочных окна с коринфскими пиля­ страми в простенках и широкими рустованными пилонами по бокам.

Правая, пониженная часть фасада и промежуток между ризалитами офор­млены изысканно, но несколько монотонно. Штукатурный декор заполня­ ет всю плоскость стены. Оба этажа рустованы, тонкие рамочные наличники с прямыми и треугольными сандриками украшены изящной лепниной, фриз под венчающим карнизом боковых частей здания сплошь заполнен лепными гирляндами. Ограждающий парапет на крыше состоит из высо­ ких тумб и металлической решетки несложного, но приятного рисунка.

Особняк Донцовых и Лопатиных перестроен в конце XIX века из дома эпохи классицизма. У здания асимметричная ком­ позиция на главном фасаде с повышенной левой частью, где расположен главный вход, и скругленным углом справа, выходящим на улицу Собино­ ва. Отделка его фасадов выделяется исключительно богатой лепниной, близкой по своему рисунку к рококо. Она оформляет оконные проемы, простенки между ними, фриз венчающего карниза В угловой скругленной части здания на втором этаже расположен полукруглый бал­кон на чугунных кронштейнах. Над крупными арочными окнами повы­ шенной части здания размещены небольшие окна овальной формы. Здесь в интерьере находится двусветный зал, украшенный изысканной лепниной. Богато оформлен парапет здания с вазонами на прямоугольных тумбах, изящной решеткой и высоким, типично барочным криволинейным фрон­ тоном на углу. Декоративное убранство этого дома свидетельствует о нали­ чии в Ярославле в тот период искусных мастеров-лепщиков.

Таким образом, в Ярославле создается линия новой светской ар­ хитектуры.

В Ярославле распространение «русского» стиля было связано в основном с деятельностью двух архитекторов: - Н.И. Поздеева , который с 1884 года стал ар­ хитектором города, - и А.А. Никифорова, также городского архитекто­ ра с 1889 по 1911 г. В результате их деятельности на улицах города появились нарядные здания из нештукатуреного красного кирпича.

Часовня Александра Невского — небольшое культовое сооружение, выде­ляющееся исключительно богатым кирпичным декором в формах древне­русской архитектуры, — возведена в 1892 году. По своей композиции часовня представляет тип постройки «восьмерик на четверике», крытый невысоким шатром. С западной сторо­ ны к ней примыкает крыльцо на низких бочкообразных столбах (кубыш­ ках), также с шатровым завершением. В кирпичном «узорочье» оформле­ ния фасадов присутствуют почти все элементы, характерные для декора­ тивного убранства ярославских храмов XVII столетия: килевидные завер шения окон, колонки с «дыньками», кокошники в основании восьмерика
и шатров, богатые уступчатые кар­низы с городками и сухариками и,
наконец, ширинки, украшенные из­ разцами.

церковь Сретения с часовней и оградой (Депутатский пер., 4), также отличающаяся богатым декоративным убранством в псевдорусском стиле и виртуозным мастерством кирпичной кладки.

Дом духовного ведомства (ул. Почтовая, 4) возведен по проекту архи­тектора А. А. Никифорова (1904). Первоначально он был двухэтажным (третий этаж надстроен в советское время). В оформлении его главного фасада использованы мотивы, характерные для культовой архитектуры XVII столетия. Здесь и поребрик в цоколе, межэтажном поясе, и коробовые перемычки окон, и ширинки с изразцами, и колонки с дыньками в наличниках окон второго этажа, и, наконец, богатый уступ­ чатый карниз с городками, больница на Волжской набережной, 13/1 и другие.

Эти здания придали новый оттенок городской среде. Отличаясь легкостью и естественностью стеновой поверхности (чаще встречается рельефная кирпичная кладка) от эклектичных особняков, стилизован­ ных под ренессансно-барочную традицию, эти здания акцентировали внимание на исконно русских храмах, построенных в XVII - начале XVIII веков. Так, с помощью неорусских зданий была усилена линия храмовой архитектуры города.

Кроме вышеназванных стилевых направлений, в центре Ярославля начинают появляться прежде распростра­ ненные лишь на окраинах и в фабричных районах здания, построенные в «промышленном» или «кирпичном» стиле. Основным материалом этих построек также был кирпич. Архитекторы старались использовать для декоративной отделки богатый возможности материала, приближая тем самым «кирпичный» стиль к «русскому». Для достижения больше­ го эффекта от пластики кирпичной стеновой поверхности стены зданий не штукатурили и редко белили, так как белые декоративные элементы на фоне красной стены выглядели очень нарядно, оживляя постройку.

Примером таких зданий в Ярославле являются бывшее Акцизное предприятие - 1901 года постройки (ныне ликероводочный завод, быв­шая Ильинская, ныне Советская ул., 63), дом Окерблома (ул. Пушкина (Даниловская), 14/53) и многие другие. Вместе со светскими зданиями в «кирпичном» стиле начали строиться и церкви, чаще всего домовые в больших усадьбах. Например, бывшая церковь усадьбы Успенского (бывшая Голубятная, ныне ул. Терешковой, 3/8) - ныне парикмахер­ ская, и бывшая церковь (ул. Загородный сад, 11-Б) - сейчас в ней рас­ полагается анатомический зал областной судебно-медицинской экспер­тизы и морг больницы им. Соловьева.

В связи с этим сложным периодом еще раз обратимся к проблеме стиля в культуре.

В XVIII столетии — в культуре новые весомости по­ нятий «исторический стиль» и «стиль эпохи»; перевес неодолимо за вторым. Это, во-первых, новое измерение , географических границ самого понятия эпохи в культу ре, определяемой теперь всей Европой с Россией на востоке, соответственно — резко возросший критерий масштаба в понятии «стиль эпохи». Это, во-вторых, эпохальный «взрыв» гибкости эстети­ ческого сознания в культуре, приведший в архитектуре к «эрическому» финальному рубежу «архитектуры не обходимости» и началу эры «архитектуры выбора», появ ляется первая ласточка грядущего утверждения эклек­ тики в архитектуре. Таково новое противостояние наших стилевых персонажей в эпохальности культуры XVIII столетия. И в искусстве — новые варианты их «игры». Если XVII век явил свое истово искреннее переживание от­ крывшейся ему бесконечности человеческих трагедий, то век XVIII осеняет самую веру искусства в его правду новой правдой художественного ключа иронии, какая претворяет и искренность, и ложь традиционных образов искусства в образы театра, что разыгрывают его живые современники. Добавим в стиле иронии искусства XVIII века: ведущий в той «игре» стилевых персонажей эпохи — конечно же «стиль эпохи»; он играет сразу две роли.

"Левая" культура
ВУЗы и НИИ
С. Штокало © 2004


logotype   x-4@narod.ru радизайн Radesign © 2004
Hosted by uCoz